отдых в Крыму

Памятники истории и архитектуры Феодосии - маяк на мысе Святого Ильи

Феодосийский маяк (фото В. Наугольного)

Маяк на мысе Святого Ильи - история маяка неординарна.

Западная оконечность Феодосийского залива создает немалую угрозу судоходству. Опасность возрастает оттого, что скалистый и обманчивый мыс Ильи, как бы прикрывает вход в гавань, которая вот уже 25 веков имеет международное значение. В период осенне-зимних штормов корабли гибли здесь нередко, и необходимость обозначить опасное место ощущалась городом давно. Надо думать, что костры здесь разжигали еще древние греки, однако каких-либо упоминаний об этом не сохранилось.

Лишь случайно, на уцелевшем «Плане города Кафы 1784 года» греческая часовня Святого Ильи помечена, как «некогда береговой маяк». Видимо, к этому времени от него остались одни воспоминания. До самого конца прошлого века на всем побережье Крыма от Ай-Тодора до Чауды не было ни одного маячного огня. Газеты горестно сообщали, что «Феодосия, успев сделаться коммерческим портом, лишена была даже портового огня… в бухту пароходы входили по огням феодосийского яхт-клуба». В результате только в 1890 году здесь разбились пароходы «Великий князь Константин» и «Владимир». Проблему решило, можно сказать, чудо.

В конце 90-х годов жена действительного статского советника Евдокия Рукавишникова привезла в Феодосию смертельно больного туберкулезом сына. Благотворный климат спас мальчика и Евдокия, желая отблагодарить город, на свои скромные средства построила маяк. Отличный аппарат шведской системы Линдберга, установленный в будке на деревянных козлах, заработал 17 февраля 1899 года. Сегодня от Одессы до Новороссийска насчитывается 18 маяков, но таких, как феодосийский – не более четырех. Его высокая значимость обусловлена расположением возле гавани, что делает маяк еще и весьма прибыльным.

Феодосийцы привыкли к сооружению и забыли о его существовании. О столетнем юбилее «Ильи» заговорили не в Феодосии, не в Керчи, а в Москве благодаря внучке Рукавишниковой. Желая напомнить о заслугах своей бабушки, Екатерина Гиппиус обратилась к главнокомандующему ВМС РФ, в результате была восстановлена память о чудесной русской женщине, доброта которой вот уже сто лет оберегает корабли на феодосийском рейде.

Николай Семенов, Кафа, № 92 от 1999-11-30.