отдых в Крыму

«Находиться в подводном мире всегда интересно»




На прошлой неделе «Кафа» писала, что феодосийские власти снова подняли вопрос о поднятии остова корабля, лежащего в море недалеко от берега на городском пляже «Камешки». Мы встретились с водолазом феодосийского филиала ОАО «КСК» Сергеем Каширским, который будет участвовать в работах по подъему судна. Он рассказал и о других судах, которые покоятся на дне залива.

- Чем занимается ваша фирма?
- Фирма выполняет работы по строительству и обследованию гидротехнических сооружений. Много работ выполняем по подъему затонувших судов и другого «экологического мусора».

- Почему вы стали этим заниматься?
- Для меня это очень интересная профессия. Как и большинство феодосийцев, я люблю море – оно загадочное, оно интересное по-своему, там свой мир.

- Где можно научиться водолазному делу?
- В Севастопольском нахимовском училище – это единственное учебное заведение в Украине, которое готовит специалистов этой профессии. Его я и окончил.

- Дайвер и водолаз – это синонимы?
- Дайвер – это человек, увлекающийся погружениями и ныряющий для удовольствия и из интереса. А водолаз – это профессия, это человек, который выполняет под водой какие-либо работы.

- На какой максимальной глубине вы работали?
- Мне приходилось на сравнительно небольшой – до 32 метров.

- С чего вы начинали и ваша последняя «подводная» работа?
- Первое, что довелось делать под водой – работали, строили переправу в Керченском проливе. А последней работой были резка и подъем подводной лодки в районе мыса Чауда и строительство причала в Крымском Приморье.

- А что планируете делать в ближайшее время?
- До начала курортного сезона поднять остов корабля, который находится у берега на городском пляже «Камешки» – этот вид работ называется «уборка экологического мусора». На прошлой неделе водолазы уже обследовали останки корабля, сейчас составляется смета работ. Также ставится вопрос о подъеме теплохода «Жан Жорес».

- Предполагается, что корабль на «Камешках» будут убирать с берега?
- Технически это мало возможно. Все-таки придется разбирать корабль со стороны моря, с помощью плавкрана.

- Случаются ли в вашей работе несчастные случаи, в чем их причины?
- Основная причина – халатность, чаще всего все происходит из-за нее. Даже опытные ныряльщики иногда расслабляются и допускают промахи. Но о безопасности забывать нельзя – водная среда так или иначе для человека агрессивна, человек не предназначен в ней жить. Самые неприятные случаи возникают из-за того, что видимость в воде ограниченная, не такая как на воздухе. Все усмотреть очень тяжело, можно зацепиться за что-то, а, ныряя в трюмы затонувших судов, очень легко поднять муть и не найти выход обратно. Что еще? Ну, сверхпроблемы и осложнения возникают, когда человек, попав в какую-то нестандартную ситуацию под водой, начинает паниковать – из-за этого тоже происходят несчастные случаи. Паника – это самый главный враг водолаза. За что-то зацепился, что-то упало… Возникла паника – будет несчастный случай.

- Были интересные находки?
- Все по-своему интересное. Поднимали черепки керамической посуды и амфор – даже нашел одну целую. Очень много находил того, что осталось после Второй мировой: ружья, каски, штыки.

- Какие суда находятся сейчас под водой в Феодосийском заливе?
- В основном это корабли, затонувшие во время Второй мировой войны. Но возле Чумки видел, лежит какое-то судно средневековое, от него один остов остался. Кстати, бывает, дерево сгнивает, но на дне остается утварь и металлические снасти корабля: посуда, якоря и так далее. По скоплению предметов на дне можно предполагать, что на этом месте когда-то затонул корабль.
Около ста лет назад в заливе в районе второго городского пляжа затонула паровая баржа «Кара-Кермен», она шла из Керчи в Турцию. Судно частично уже разрушено. На втором городском сейчас строят высотку на берегу, в планах работ – расчистка пляжа, уборка старого затонувшего нефтепричала, в том числе и подъем «Кара-Кермен».
Самое известочное затонувшее судно в заливе – теплоход «Жан Жорес». Это судно принадлежало Черноморскому морскому пароходству, но с началом Второй мировой войны стало служить делу обороны. В 1942 году теплоход обеспечивал Керченско-феодосийскую десантную операцию и подорвался на мине в Феодосийском заливе. На нем до сих пор находится военный груз: артиллерийские орудия, снаряды, военная техника, место, где он затонул, обозначено специальным буем.
Между портом и «Жан Жоресом» на дне лежит минный тральщик, затонувший в войну, от него в основном одна корма осталась. Под 12-м причалом баржа лежит, тоже во время Второй мировой затонула, на ней во время крушения людей погибло больше, чем на «Жан-Жоресе». При выходе из порта лежит катерок небольшой, он затонул сравнительно недавно. Очень много на дне залива валяется мусора – это в районе нефтебазы и Чумки, где находится российская военная база. Мусор – затонувшие мишени, плавпричалы.
Все суда, затонувшие в заливе, имеют владельцев.

- Какую ценность они представляют?
- Их поднимут и сдадут на металлолом. Больше никакой ценности. От них больше вреда экологии моря, остатки металла загрязняют окружающую среду.

- На какой глубине лежат эти корабли и далеко ли они от берега?
- По-разному. «Жан-Жорес» находится в 800 метрах от берега, а все остальные – примерно в 300 метрах и на глубине от 9 до 15 метров. Для купальщиков они опасности не представляют, самые выдающиеся части судов находятся не выше двух метров до поверхности моря.

- У моряков, охотников, есть «истории» или байки, а у водолазов? Например, может, есть привидения под водой?
- Кто ж будет рассказывать газете такие истории (смеется). Может, воображение рисует… и не более того: срабатывает страх, выделяется адреналин – может почудиться все, что хочешь.

- А забавные случаи бывали?
- Забавного бывает мало – все-таки это серьезная работа. Сам подводный мир – забавная штука и находиться в нем всегда интересно.