«Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно в Крыму»
«Кафа» уже рассказывала о московском театре Никиты Белякова «Autodafe», который устраивал огненные представления возле Орджоникидзе.Никита не только часто бывает в наших краях, но и строит здесь свой дом, в котором видит не только жилище на время отдыха, но и некий культурный центр. «Кафа» побеседовала с Н. Беляковым о его выборе и сложностях, с которыми он столкнулся.
- Я слышал, ты получил необычное воспитание…
- Я старший сын в многодетной семье – у меня два младших брата и две сестры. Наша семья была одной из первых в советское время, в которой дети не ходили в школу, а учились дома. «Домашнее образование» дало мне возможность много читать и гулять – всегда оставалось свободное время, которое обычно в школе тратится на всякие ненужные вещи. Тем не менее, мы двигались параллельно школьной программе и иногда даже немного опережали своих сверстников. В советское время не отдать детей в школу считалось практически преступлением, поэтому мы вынуждены были переехать из Москвы на Кавказ (где до нас никому не было дела), и часть детства я и братья прожили в деревне. Когда мы вернулись в Москву, я сдал экзамены по программе 10 и 11 классов, получил аттестат и поступил в Институт телевидения и радиовещания на режиссерский факультет. Оставшаяся от домашней школы привычка заниматься только тем, что нравилось, мешала моему обучению в институте и меня несколько раз отчисляли. На четвертом курсе меня (вечного двоечника), неожиданно пригласили преподавать в моем же институте сцендвижение («движок» – на студенческом слэнге) и основы режиссуры первому курсу. Параллельно я вел детскую студию актерского мастерства.
После окончания института я не захотел работать ни на телевидении, ни в кино и начал трудиться над собственным проектом пластического театра. Одним из спектаклей было огненное шоу «Autodafe», которое мы создали в Крыму и с которым объехали в течение нескольких лет весь бывший Союз, выступая на Днях городов, фестивалях, стадионах. При этом шоу мы открыли школу, и назвали ее «Школа Огня», ее закончили уже около трехсот учеников и она продолжает работать и сейчас. Недавно мы закрыли этот проект, но я продолжаю искать собственный путь в искусстве, строю дом в Орджоникидзе, дом о котором всегда мечтал, где можно жить и работать: репетировать спектакли.
- Когда ты впервые побывал в Крыму? Чем он тебя пленил? Во всяком случае, почему ты решил строить свой дом в Крыму?
- Думаю, впервые я побывал в Крыму во сне, и, кажется, я все еще вижу этот сон. Как сказал Аксенов: «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно… в Крыму». Не знаю почему, но именно здесь я чувствую себя дома. Я был в Европе, был во многих городах России, долго жил в Москве – и все время было чувство, что это все временно, что это я живу как бы «не в счет», понимаешь, что я имею в виду? А здесь все по-настоящему. Здесь хочется, чтобы добро было добром, и негодяи тоже были настоящими, море глубоким и чистым, домики – не только фасадами. Здесь я не должен никого из себя изображать, и никто мне за это не будет платить, даже если это мне взбредет в голову. Здесь легко отличить красивое от некрасивого, а люди еще не все заражены этой болезнью нашего века (у нее даже есть научное название «пневмоастения»), при которой больной не в состоянии отличить добро от зла.
- Вот ты строишь сейчас свой дом, первый дом. Как там говорится, посадить дерево, построить дом, воспитать ребенка. Но, насколько мне известно, ты столкнулся с тем, что построить в Украине, согласно всем ГОСТам (СНИПам) не так уж и просто….
- Поначалу я делал попытки оформить проект дома по всем правилам и заранее, но это показалось мне практически невозможным. Я обращался в несколько феодосийских архитектурных бюро и в каждом мне говорили, что делать по правилам слишком дорого (настолько, что сравнимо со стоимостью самого строения), а может и вообще не получиться оформить. Сами архитекторы советовали строить без разрешения, а потом только оформлять самострой. Боюсь, что воспитать сына по всем правилам так же сложно: с самого рождения государство предъявит на него свои права: прививки, справки, паспорт, школа, армия… А вот дерево я уже посадил, с этим пока проще…
- Ты уже говорил, что рассматриваешь дом в Орджоникидзе, как базу для репетиций. Это связано с экономией средств, так как в Москве арендовать помещение намного дороже, или ты ожидаешь, воздействия какой-то особой энергетики на тех людей, которых ты привезешь?
- Понятно, что какой бы дорогой не была аренда, она не может быть дороже строительства. Дело тут, конечно, не в деньгах. Здесь действительно особая атмосфера. Особенно в «не сезон», когда уже нет праздных отдыхающих, и все вокруг настраивает на работу, потому что я отношусь к работе в театре, как к некой форме медитации – творчество рождается в тишине и одиночестве… и в красоте.
- «Кафа» уже как-то писала про твой театр огня «Autodafe». Почему ты его закрыл и планируешь ли вновь приезжать на холмы Орджоникидзе с какими-то иными новыми представлениями?
- Я скорее собираюсь уезжать отсюда с новыми представлениями. Потому что рождаться они должны здесь. И конечно, премьеры, так или иначе, будут проходить тоже здесь. Вы обречены быть нашими первыми зрителями. Сейчас я начинаю работать над танцевальным моноспектаклем. Нет-нет я не танцор… я по- прежнему остаюсь режиссером и «придумщиком». Дело тут в том, что даже когда зритель видит на сцене только одного артиста, это все равно работа целой команды: художников, костюмеров, осветителей, хореографов, режиссеров, а в моем случае еще и операторов, инженеров, мультипликаторов, монтажеров – потому что в этом спектакле различные кульбиты и па будет исполнять не только главный герой, но и техника.
- Этот дом, который ты строишь, он только для репетиций и для отдыха твоей семьи или все же ты планируешь нечто большее, вроде Дома творчества?
- Я надеюсь на это. Во всяком случае, я планирую организовать клуб, в который сможет вступить каждый, в рамках которого в моем доме будут проходить встречи творческих людей, поэтические вечера, лекции, кинопросмотры. В ближайшее время я опубликую в Интернете сайт своего дома и первое расписание мероприятий – ведь, хотя дом только строится, таких мероприятий запланировано уже довольно много на следующее лето и осень. Я надеюсь, что люди потянутся в мой дом, ведь сейчас так не хватает мест, где могут собраться талантливые люди, где можно встретить людей которые продолжают читать и смотреть классику, которые могут без запинки прочесть слово «челн». Главная идея этого дома в том, что люди могут собраться там не только для тусовки, но и для воплощения идей. Он создается именно для этого.
Реклама
Счетчики