Экологи Крыма подвели итоги в годовщину катастрофы
В прошлом году 11 ноября в результате катастрофы судов в Керченском проливе в Азовское и Черное море попало около 1,3 тыс. тонн мазута.В те дни сбору нефтепродуктов мешал шторм. Часть мазута осела на дне моря, при штормах его регулярно выбрасывало на берег. Очистка прибрежной зоны пролива окончилась только весной. После катастрофы Крыму предрекали срыв курортного сезона, экологи ожидали, что мазут начнет всплывать, когда прогреется море… Прошел год и о последствиях катастрофы «Кафе» рассказал заместитель начальника государственной Азово-Черноморской экологической инспекции Николай Носенко.
Экологов беспокоил мазут в море
Мазут, попавший в Черное и Азовское моря во время крушения судов в Керченском проливе, очень беспокоил экологов. Они опасались, что если не собрать его вовремя, большая часть мазута осядет на дно. Продукты испарения мазута могли вызвать отравление морской среды, что привело бы к массовой гибели морской флоры и фауны.
Экологи гадали, в какую сторону направится мазутное пятно, но направления ветра и морских течений были непредсказуемы. Мазут двигался то к российскому, то к украинскому берегу Керченского пролива.
- Из-за пятиметровых волн берег Тузлы весь в мазуте. Мазут собирают, но его очень много. Объявлено новое штормовое предупреждение, это помешает сбору, - сообщал в середине ноября прошлого года начальник феодосийского отдела Азово-Черноморской экологической инспекции Василий Ганыш. - От низкой температуры воздуха и воды мазут собирается в комки и осаживается на дне. На его полное разложение в воде уйдет 15-20 лет.
Мазут, выброшенный штормом на берег, собирали с песком и водорослями в мешки и складировали в Керченском порту. Полная очистка прибрежной зоны пролива окончилась только весной.
Заместитель начальника государственной Азово-Черноморской экологической инспекции Николай Носенко находился в районе катастрофы с 11 ноября по 28 декабря, в это время инспекция мониторила экологическую ситуацию в проливе и контролировала органы, ликвидирующие последствия катастрофы. На протяжении четырех месяцев специалисты инспекции ежедневно брали анализы морской воды.
- Сейчас мониторинг морской воды в Керченском проливе осуществляется один раз в неделю, - рассказал Н. Носенко. - Анализы не показывают превышение фона по загрязнению нефтепродуктами. Также за последнее время не зафиксировано никаких выбросов нефтепродуктов в районе прошлогодней катастрофы.
Экологи ждали летние выбросы
В феврале прогнозы экологов о распространении нефтепродуктов и загрязнении Черного моря после крушения начали сбываться. В начале февраля «зеленые» зафиксировали выброс мазута в Керченском проливе в прибрежной полосе от мыса Малый до мыса Такил. Стали появляться сообщения, что мазут подбирается к Феодосийскому заливу, тогда экологи опровергли эту информацию, но не отрицали вероятность «замазучивания» феодосийского побережья.
- Весной с потеплением в Крыму преобладают восточные и юго-восточные ветра, при этих направлениях ветра подводные течения могут принести нефть из Керченского пролива в Феодосийский залив, - предполагал в феврале В. Ганыш. - Образование же нефтяных пятен экологи прогнозируют с приходом потепления: когда вода прогреется до +18 градусов, осевшая на дне Черного моря нефть начнет подниматься на поверхность. Но это может случиться и при более низкой температуре морской воды, так как экологи не определили, какой фракции была выброшенная в море нефть.
Экологическая служба
До Феодосии разлитые нефтепродукты все же не добрались. А мазутные вкрапления на побережье некоторых бухт в Феодосии экологи объясняли спуском балластных вод с судов.
Заместитель начальника государственной Азово-Черноморской экологической инспекции Николай Носенко сообщил, что прогнозы экологов не оправдались, масштабных выбросов в зоне пролива больше не было.
- Мазутных пятен на поверхности моря тоже не возникало – информацию о появлении пятен должны сообщать капитаны судов, проходящих пролив, - пояснил Н. Носенко.
Николай Алексеевич считает, что, скорее всего, выбросов мазута больше не будет.
- Вероятнее всего, весь мазут, попавший в море во время катастрофы, уже выбросило на берег штормами осенью и зимой. Стоит брать в расчет мазут, который собрали на российской стороне Керченского пролива. А там его собрали гораздо больше, российская прибрежная зона была загрязнена гораздо больше украинской, - рассказал Н. Носенко. - Это объясняется тем, что в первые дни после катастрофы ветер гнал мазутные пятна на восток, к российскому побережью – к Тамани и Темрюку. А через неделю направление ветра поменялось, и мазутное пятно направилось в сторону украинского побережья Керченского пролива.
Также эколог предполагает, что мазута нет и на дне пролива:
- Нельзя утверждать, что мазут осел на дно. По законам физики он должен был всплыть с потеплением воды, а лето в этом году было очень жаркое. Но этого же не случилось, поэтому можно сделать вывод или предположение, что весь мазут оказавшийся в море после катастрофы, выбросило на побережье осенью и зимой прошлого года. Появление нефтяных пятен могло бы сорвать курортный сезон, но перед сезоном водолазы обследовали 50 тыс. м2 морского дна, тех пляжей в Керчи, где зимой и весной наблюдались самые интенсивные выбросы мазута. Техническое обследование этих зон показало, что мазута на морском дне нет.
Почти весь мазут утилизировали
В марте прошлого года Украина оценила ущерб, нанесенный стране в результате кораблекрушения в Керченском проливе. С российских судовладельцев рассчитывали взыскать почти $1,5 млрд в качестве возмещения убытков. Тем временем в Керченском порту уже несколько месяцев хранились мешки с загрязненными мазутом песком и водорослями. Смесь собирались утилизировать.
Н. Носенко сообщил, что информацией о возмещении причиненного катастрофой ущерба, инспекция не владеет. Но он рассказал, что после катастрофы экологи собрали на украинском побережье около 5,5 тыс. тонн смеси песка, водорослей и мазута. Мешки со смесью хранились на территории Керченского морского торгового порта на специальной площадке, гидроизолированной несколькими слоями полиэтилена и обнесенной железобетонными ограждениями.
- Состояние этой площадки экологи мониторили ежедневно, подтеканий и загрязнений ни разу не обнаружили, - сказал Николай Алексеевич.
Собранный мазут переработали в смесь, которую используют в асфальтно-бетонном производстве для строительства дорог.
Сейчас в Керченском порту дожидаются утилизации 500 тонн собранной мазутной смеси.
Реклама
Счетчики