отдых в Крыму

Нейтральная территория






Вот и кончилось лето. Очередное крымское лето с цветущими холмами, жарким солнцем и ласковым морем. Впереди – пару месяцев бархатной осени, а следом – зима, весна и снова лето. Лето, к которому в приморском городе нужно быть всегда готовым. Сезон, который нужно в преддверии осмыслить: что же можно предложить своему туристу в плане сервиса и развлечений? Как он готов разно-образить и обезопасить его отдых? Что и почему не получилось в прошлом сезоне? Что нужно для этого изменить?
Нынешний курортный сезон по признанию многих прошел вяловато, во всяком случае, первых два летних месяца. Это связывают с разными причинами: в июне – с боязнью керченского мазута в море, а в июле – с холодной водой. Кто-то из чиновников предположил, что просто Крым попал в такой цикл: прошлое лето прошло рекордно по количеству отдыхающих, а за пиком всегда следует спад. И только немногие последовательно продолжают настаивать, что проблема в ином: в несоответствии сервиса и цен, как бы ни были по сравнению с другими горо-дами полуострова более дешевы Феодосия и Керчь.
Интересно мнение собственников отелей и гостиниц. По их словам, они вкладывают деньги в строительство, в обустройство инфраструктуры, в социально-экономическое развитие регионов в частности и полуострова в целом, однако по большому счету государственная и местная власть не делает ничего кардинального, чтобы раздвинуть рамки курортного сезона. Об этом только говорят. Напомним, что руководители отраслевых министерств весной заявили о том, что отныне началом сезона следует считать 1 мая, и посоветовали местным советам выкладываться на полную катушку, начиная уже с мая, даже если в город или поселок приехало всего несколько туристов.
В общем, все как всегда. Прошлым летом мне попалась книга, в которой рассказывается о развитии крымских курортов до революции. Удивительно, но описания тех лет мало чем отличаются от реалий дней сегодняшних. Все те же ситуации, и все те же отговорки. Дороговизну отдыха и тогда объясняли сезонным характером курорта, а отсутствие нормальной инфраструктуры – нежеланием большинства крупных предпринимателей рисковать из-за все той же непродолжительности сезона. Но в Крыму сейчас живет больше жителей, чем в начале прошлого века, а после того, как во время СССР на полуострове сделали здравницу всесоюзного масштаба, сюда приезжает намного больше людей, чем в далекие имперские времена. Крым еще не окончательно растерял былую славу, но, к сожалению, планомерно продолжает разочаровывать своих приверженцев непродуманной системой отдыха, отсутствием безопасности (например, общепита), мусором.
Мусор – это вообще притча во языцах. Чиновники слишком мало делают для того, чтобы эту проблему как-то смягчить: и урн не хватает, и контейнеры не закрываются, и отходы редко вывозятся. А люди слишком медленно перестраиваются, до сих пор не понимая, что мусор в любой месте города – это все равно, что грязь во дворе собственного дома. В частности, недавно мне довелось общаться с одним состоятельным гражданином, выкупившим участок земли где-то на одном из «порогов» феодосийской горы Тепе-Оба. Гражданин только собрался строиться и пригласил меня, праздно прогуливающегося по улицам, посмотреть вид с площадки. Вид оказался действительно симпатичным: практически на весь город и Феодосийский залив. Однако на вопрос, куда выбросить опустевший пакетик от сока, хозяин предложил выбросить его за забор.
– Но там же внизу твоя бетонная плита (противооползневая система – прим. ред.). Пакет будет валяться под твоим двором!
– Ну и что, это уже не моя, это нейтральная территория.
– Да ты же сам как-то вечером выйдешь с гостями полюбоваться закатом, посмотришь вниз, и тебе будет неприятно!
– Я же сказал, это территория не моя, а нейтральная.
– Все же выброшу в ведро.
– Я говорю тебе, выбрасывай! Не морочь мне голову!
В сердцах я высказал ему пожелание, чтобы ввели большие штрафы за мусор, вплоть до гигантских сумм, и предположил, что в таком случае после двух-трех оплат такого счета у населения сложится новое отношение к этому вопросу, но гражданин смотрел на меня и, похоже, ничего не понимал.
И все же я вижу, что-то меняется в нашем сознании. Об этом можно судить по тем же сообщениям, которые приходят на редакционный номер, звонкам, поступающим на «горячую линию», беседам журналистов с теми, кто задействован в туристическом или курортном бизнесе. Но, увы, меняется слишком медленно – не было бы потом слишком поздно.