Борис Лец: «Скульптура – один из самых сложных видов изобразительного искусства»
Борис Лец: «Скульптура – один из самых сложных видов изобразительного искусства»Борис Лец – известный феодосийский скульптор, участник многих выставок. Он родился в Архангельске в 1938 году, но вся его жизнь прошла в Крыму, где он пошел в школу, окончил художественное училище, а с 1963 года начал творческую деятельность. Он автор монументов воинам-десантникам в Коктебеле и Орджоникидзе, бюста Ивана Федько, который располагается в Комсомольском парке, и многих других скульптур.
- Как становятся скульптором?
- Скульптура считается одним из самых сложных видов изобразительного искусства. Почему она называется трехмерной? Потому что объемлет в себе три вида изоискусства – живопись, рисунок и архитектура. Не владея объемом пространства, не зная анатомии, ничего не получится хорошего. Это, кстати, самая большая беда всех самодеятельных скульпторов.
Я всегда любил искусство. Сколько себя помню, никогда ни о какой другой работе не мечтал, кроме как стать художником.
Я родился в Архангельске. После освобождения Крыма в 1944 году по состоянию здоровья моего отца мы прибыли в Крым, где жила моя бабушка. В то послевоенное время все было так сложно. Но, несмотря на все трудности, у меня уже тогда была тяга рисовать. Беда была в том, что даже негде было взять карандаши. Если где-то удавалось найти карандаш, я всегда его берег, старался собирать по цветам.
Потом пошел в школу. Преподаватели собирали вокруг себя талантливых детишек, можно сказать, что создавались клубы по интересам. А меня заметили так: учитель дал задание нарисовать рисунок по басням Крылова, ему очень понравилась моя работа, и он пригласил меня в кружок. Я с ним занимался с пятого по десятый класс, он-то меня и подготовил к училищу.
После окончание седьмого класса, тогда еще была семилетка, я поехал поступать в Крымское художественное училище. Не знаю как сейчас, но в то время это было очень сильное училище. Программа была больше похожа на институтское образование. Но в силу некоторых причин мне не удалось поступить. После десятого класса снова поехал поступать, на этот раз удачно. Отучился и окончил училище на «отлично». Раньше после училища направляли на работу, я был освобожден, мне рекомендовали продолжать учебу без отрыва от производства, но я не стал этого делать.
Вначале по молодости было тяжко пробираться, но потом все как-то начало налаживаться. Я поступил на работу в Крымский художественный производственный комбинат в Симферополе и начал заниматься творчеством. Хотя я с семьей жил в Феодосии, часто приходилось ездить в Симферополь. Есть заказ – сел на машину и поехал – дело, как говорится, молодое. Там я проработал до пенсии, но работать продолжаю до сих пор. Главное – это любить свое дело. Многие, окончившие творческие институты, абсолютно никем не стали.
- Где можно увидеть ваши работы?
- На выставках. Памятники в Коктебеле и Орджоникидзе. Венера Милосская у санатория «Восход» – это тоже моя работа. Кстати, порой некоторые неправильно выводы делают. Говорят, что это копия, а вообще это работа по поводу: когда дан оригинал и с него нужно что-то делать – вот это копия, а по картинкам – это не считается копированием.
Вообще, в Крыму очень много моих работ. Много бюстов Ленина делал. Это было в тот период, когда в каждом партийном кабинете должен был быть бюст. Иногда я выставляю свои работы. Недавно была выставка в музее Грина. До этого была республиканская выставка, посвященная 70-летию Национального союза художников Украины. Там тоже была представлена моя работа.
- Как относитесь к скульптурам в Феодосии?
- Нет слов охарактеризовать или дать оценку тем скульптурам, которые установили в последнее время в нашем городе. Никак. Было большое желание украсить город, и пригласили Замеховского. В одной публикации это назвали «монументальной пропагандой», а я это назвал «моментальной пропагандой». Потому что все это было сделано быстро. Скульптор-профессионал, видя все эти безобразия, кроме досады ничего не испытывает. Особенно та скульптура, что стоит на берегу моря – так называемая, Афанасию Никитину. Дама возле арки ВАШ – там тоже столько ляпов. Самый главный материал – это глина, без нее скульптуры не может быть. А некоторые наши феодосийские скульпторы они даже не знают, что такое глина. Итог: несуразные, антихудожественные работы. Но самое ужасное, что нет ничего постоянного, чем временное сделанное. Это уже такой закон жизни.
Но есть и хорошие, не из новых. Памятник Айвазовскому, Ленину на Привокзальной площади – слава Богу, что его еще не снесли. Вот Назукина делал мой учитель. С одной стороны нормально – с левого профиля, а с анфаса небольшие недочеты есть.
- Каких скульптур, малых архитектурных форм не хватает Феодосии? Где они могли бы располагаться?
- Много чего не хватает, но они не будут выполнены. У меня, допустим, есть скульптура «Девочка с зонтиком» – это эскиз фонтана. Она ножкой должна касаться воды, а с зонтика должен капать дождик – такой спокойный фонтанчик. Но никому ничего не надо. Я работал в Москве, столько заказов было, а здесь, в Феодосии, почему-то не признали. Сколько раз обращался в исполком, но это разговор долгий. У меня был проект памятника «Афанасий Никитин», который утвердили в крымском художественном совете, но почему-то здесь выбрали работу другого автора, не самую лучшую в исполнении.
- Есть ли у вас еще какие-нибудь задумки, пытались ли воплотить их в жизнь?
- Да, была одна идея. Это девушка на постаменте с гроздью винограда, с изображением герба Феодосии. В высоту она должна была быть где-то 8-10 метров. Я предлагал установить ее на перекрестке Керченского и Симферопольского шоссе. Покойный мэр Владимир
- А скульптура – это дорого?
- Очень дорого, особенно когда отливают в бронзе. Сейчас металл очень дорогой, поэтому многие отливают из чугуна.
Реклама
Счетчики