Феодосия - впечатления очевидца (Ерофеев Виктор, Авианосец Крым, Вокруг света №9 (2792), 2006 год)
Юго-Восточный Крым. Феодосия - это вам не Симферополь. У нее фирменные серебристые тополя. Этот маленький человек с тщеславным усатым лицом - тонкая загадка человеческой природы. Айвазовский осчастливил Феодосию железной дорогой и галереей девятых валов и кораблекрушений. Картины висят в его собственном дворце, находящемся в аварийном состоянии. Айвазовский куда более примитивен, чем Пиросмани. Крымский основатель китча неотразим: его классическое ремесло и придворный конформизм обеспечили ему вечную дружбу мирового снобизма, который изнывает от желания приобщиться к его шедеврам хотя бы в репродукциях. Снобы видят в морском примитивизме бескрайние горизонты человеческой ограниченности. Убедившись в этом, можно выйти на набережную.
Из Крыма, как из пыльного ковра, выбили всю историю. Остались следы. Мне попался рисунок средневековой Феодосии: прибрежный город, похожий на итальянский. Странным образом он совершенно не сохранился. История так отутюжила Крым, что остались одни черепки и обломки. Воспоминания о воспоминаниях. Есть, правда, Херсонес. С несколькими колоннами. Я попробую представить себе, как князь Владимир здесь крестился. В греческом городе. Приехал в греческий город, где стоят языческие храмы [см. прим. №3] и цветут маки, и крестился... В общем, наслушавшись о том, что Феодосии больше двух тысяч пятисот лет, нужно сразу стереть это знание, оно нематериально, но зато виллы, особенно табачника Стамболи, - материальное доказательство утраченного будущего.
Мне рассказали, что после ухода белых в Феодосии собрали всех поваров и прочих слуг и расстреляли восемнадцать тысяч человек. Это больше, чем польских офицеров в Катыни. Но мы же удивительный народ, забывающий о собственном уничтожении. Прислуге только теперь поставили памятник, как жертвам красного террора, однако, в последний момент из осторожности выбросили слово "красный".
Феодосия - не только порт, но и климатическая развязка. Полупустыня начинается уже в восточных пригородах города и тянется до самой Керчи [см. прим. №4]. Но если развернуться и поехать в сторону Коктебеля, Крым немедленно превращается в цветущий край.
От редактора сайта: представленные впечатления автора от посещения юго-восточного Крыма интересны своей эмоциональностью, которая, по-видимому, и обусловила допущение в авторском изложении ряда незначительных искажений исторических и географических фактов, уточнения к тексту статьи смотрите на этой странице.
Примечание №1. Шоссе Симферополь-Ялта уже с начала 90-х годов XX века не является "правительственной трассой", как это принято считать до сих пор. Действительно, в советское время все литерные авиарейсы приземлялись в аэропорте Центральный (Симферополь) и далее кортежи следовали через Алушту на ялтинские правительственные дачи. В начале 90-х годов (в период Перестройки) новые дачи высших чиновников переместились в более спокойные места Фороса и Ласпи, дальше от Ялты ближе к Севастополю. Одновременно с этим военный аэродром Бельбек (где-то между Севастополем и Евпаторией) начал принимать правительственные самолеты, а от него к дачам проложено новое шоссе европейских стандартов, по которому теперь и следует большинство правительственных кортежей.
Примечание №2. Старый Крым все же город, а не поселок городского типа. Классификаций городов несколько: по одной из них Старый Крым относится к типу курортно-оздоровительных центров, по другой - к исторически сложившимся городам, каковых немало и в средней полосе России.
Примечание №3. Князь Владимир крестился не в языческом городе, а в христианском, греки к тому времени давным-давно стали христианами. Античность с культами языческих богов была "смыта" с крымских берегов "волнами" кочевников еще в I веке н. э. К X веку Херсонес (а по русской транскрипции Корчев) давно являлся форпостом Византийской империи на черноморском побережье. Известно, что государственной религией этой империи была одна из ветвей христианства - православие. Между прочим, это лишь одна из двух гипотез о месте крещения Владимира
Примечание №4. Полупустыни у Феодосии нет. Если говорить словами поэта, то: "...постепенно снижаясь, Тепе-Оба переходит в плоскую степь с извечно пыльной полынью, свежей зеленью виноградников, ярко-синими островками медоносной травы фацелии, с баштанами и хлебами вокруг сохранившихся там и сям скифских курганов". А если выражаться научным языком: в Крыму присутствуют пустынные степи, но расположены они на северо-востоке Крыма у берегов залива Сиваш. Прибрежные территории Феодосийского залива занимают прежде всего засоленные (полынно-кермековые и полынно-бескильнициевые) луга в сочетании с солянковыми сообществами, а у самой Феодосии - сельскохозяйственные земли на месте типичных степей (типчаково-ковыльных и разнотравно-типчаково-ковыльных).
Реклама
Счетчики